Определение адгезии методом отрыва (ISO 4624)

Метод применяют для количественного определения адгезии. Он основан на измерении минимального разрывного напряжения, необходимого для отделения или разрыва покрытия в направлении, перпендикулярном окрашиваемой поверхности.


Испытания проводят на трех образцах для каждого покрытия.


Для повышения адгезии клеевого соединения поверхность покрытия в месте приклеивания «грибка» обрабатывают наждачной бумагой.


Подготавливают и наносят клей согласно инструкции изготовителя. Необходимо использовать минимальное количество клея для обеспечения связи между покрытием и «грибком». По возможности немедленно удалять избыток клея.


Клей наносят ровным слоем на свежеочищенную и обезжиренную поверхность «грибка», затем прижимают грибок к покрытию и выдерживают до отверждения клея, обеспечивая центровку склеиваемых поверхностей.


После высыхания клеевого соединения режущим инструментом прорезают покрытие до металла вокруг «грибка».


Образец с наклеенным «грибком» помещают в зажимы разрывной машины, не допуская перекоса. Испытание проводят при постоянной скорости нагружения не более 1 МПа/с, так, чтобы отрыв «грибка» происходил в течение 90 с момента приложения нагрузки. Записывают значение разрывного усилия в момент отрыва «грибка» и осматривают поверхность разрыва, отмечая характер разрушения.


Разрушающее напряжение Р, МПа, для каждого определения вычисляют по формуле:

P=F/S,

где 

F - разрушающая нагрузка, Н

S - площадь рабочей поверхности «грибка», мм².

При использовании «грибков» диаметром 20 мм разрушающее напряжение, Р, (МПа), вычисляют по формуле:

Одновременно фиксируют характер разрушения:

  • адгезионный - при отрыве покрытия от подложки;
  • когезионный - при разрушении покрытия;
  • адгезионно-когезионный - при частичном разрушении покрытия с отрывом его от подложки.

Характер разрушения может быть выражен в процентах отношением площади отрыва покрытия к площади поверхности «грибка». Показатели адгезии должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на систему ЛКП.

Сплошность покрытия, т.е. равномерное, без пропусков распределение ЛКМ материала по поверхности, обычно оценивается визуально (по укрывистости) при хорошем рассеянном дневном свете или искусственном освещении.

Диэлектрическая сплошность покрытия – это метод для выявления возможной пористости покрытия, используя сканирующий электрод высокого напряжения.

Пористость обнаруживается искрой, возникающей между стальной подложкой и электродом в дефектных местах покрытия, а также посредством звукового или светового сигнала, выдаваемого дефектоскопом.