Метод воздушного (пневматического) распыления

Воздушное распыление ЛКМ (Air Spray, AS) осуществляется в результате воздействия потока сжатого воздуха, поступающего из кольцевого зазора воздушной головки, на струю распыляемого материала, вытекающего из отверстия, соосно размещенного внутри головки материального сопла. При распылении сжатый воздух вытекает из кольцевого зазора головки с большой скоростью (до 450 м/с), в то время как скорость истечения струи ЛКМ ничтожно мала. При высокой относительной скорости возникает трение между струями воздуха и распыляемого материала, вследствие чего струя материала, как бы закрепленная с одной стороны, вытягивается в тонкие отдельные струи, распадающиеся в результате возникающих колебаний на множество полидисперсных капель (красочный аэрозоль ЛКМ).

В процессе распыления образуется движущаяся масса полидисперсных капель диаметром 6-100 мкм (т.н. факел). Достигая окрашиваемой поверхности, факел настилается на нее и распространяется по ней во все стороны. Основная масса полидисперсных капель, имея достаточную скорость, осаждается на поверхности. Часть их (наиболее мелкая фаза), потеряв скорость, не достигает поверхности и уносится уходящим потоком воздуха, образуя красочный туман (потери ЛКМ на туманообразование).

Для воздушного распыления ЛКМ используется давление сжатого воздуха 0,2–0,6 МПа (2-6 атм) при вязкости ЛКМ 14-60 с по вискозиметру В3-264-4. Дисперсность аэрозоля ЛКМ зависит от давления сжатого воздуха на распыление, отношения расхода воздуха к расходу ЛКМ, физических свойств ЛКМ. Оптимальная дисперсность аэрозоля ЛКМ 30-60 мкм. Метод воздушного распыления массово применяется в автомобилестроении и машиностроении. В промышленной окраске применяется для окраски небольших участков поверхностей низковязкими материалами.

Достоинства: 

  • простота устройства и обслуживания окрасочного оборудования
  • высокая степень надежности оборудования
  • сравнительно низкая стоимость оборудования
  • возможность нанесения низковязких ЛКМ, с различными наполнителями, в минимальном объеме
  • возможность окрашивания промышленных изделий различных габаритов и конфигураций любой группы сложности
  • получение покрытия любого класса по внешнему виду (ГОСТ 9.032-74), включая покрытие 1-го класса

 Недостатки:

  • загрязнение воздуха красочным аэрозолем, необходимость установки многоступенчатых фильтров очистки воздуха
  • дополнительные потери ЛКМ за счёт повышенного туманообразования
  • большой расход разбавителей (растворителей), используемых для разведения ЛКМ до рабочей консистенции
  • сравнительно низкая производительность, особенно при окраске больших площадей